Индейцы СИУ

На главную



Историческая справка

Западнее и южнее алгонкинов, на западных луговых равнинах до Скалистых гор, и на юге, до впадения Арканзаса в Миссисипи, а к северу - до Саскачевана, живет один из самых больших и многочисленных индейских народов, а именно дакоты, которые более известны под насмешливым прозвищем сиу. По другому произношению имя сиуксы образовалось следующим образом: одшибуэ называют дакота "надоэсси", французы же переделали это слово в "nadowessier, naudowesioux", сокращенное sioux-сиуксы. "Naudowessioux" в буквальном переводе означает "гор-лорез"; поэтому все племена прерий, обозначая пантомимой сиукса, проводят рукой по горлу. Имя "дакота" пишется различными способами. Индейцы, принадлежащие к этому племени, называют себя очеанти-чакон, что означает в буквальном переводе "семь совещательных огней", соответственно семи племенам, которые подобно "ирокезскому союзу входили в состав дакотского народа. В 1872 году число дакотов в Соединенных Штатах, частью поселившихся на участках и частью кочующих без определенного места жительства, достигало 59 377 человек, не считая 1000 душ в Британских владениях. В 1876 г. их численность по сведениям, собранным полковником Альбертом Г. Брэкет, не превышала 56000, из которых 39700 жили в Дакоте, 10000 в Монтане и 6300 в Вайоминге. Дакоты составляют конфедерацию племен, независимых друг от друга. Каждое ведет войну по собственному усмотрению и самостоятельно решает свои дела.

Храбрые воинственные дакоты принадлежат к числу индейцев, внушающих наибольшей страх; они оказываются совершенно недоступными культуре, хотя двести лет тому назад их уже посещали французские миссионеры и употребляли все усилия, чтобы цивилизовать их более других северо-западных племен. Они представляют собой настоящий тип народа прерий. Хоть они поселены на определенных участках, но только немногие из них ведут оседлую жизнь; большинство существует охотой и отчасти торговлей мехами. Если верить их преданиям, то они пришли на свои теперешние места жительства с запада, следовательно, с берегов Тихого океана.

Бёртон разделяет индейцев дакота на семь групп, а именно:

1) Мдевакантонван или минова кантонг, известные у канадцев под именем Gens du lac; они занимали прежде обширное пространство, от так называемой "Собачьей прерии", принадлежащей французам, до Петерсривера, но в последнее время передвинулись далее на запад. Они считаются самыми воинственными из всех сиуксов и с незапамятных времен находятся в смертельной вражде с храбрейшими из племен одчибуэ: фоллес, авойнес или меномониес. В 1850 году их насчитывалось до 2000 душ.

2) Вагпетонван или вагкпатоан, "gens des feuilles", жившие прежде у реки Миннесота, а в конце 19 в. поблизости от Lac qui parle и Бикстон-ривер; их насчитывают до 1000-1200 человек; они возделывают маис, но в незначительном количестве.

3) Вагпекут или вагкпакотоан, называемые также "gens des feuilles tirees" или "Leaf shooters*, живут на запад от Реки Монахов, Каннон и Блу-Ерс-Ривер; в 1850 году их было всего не более 600 человек.

4) Сизитонван, сизитоан или сусситонги, которые прежде охотились на обширных прериях у Миссисипи до реки Равена, а в настоящее время у озера Траверс и на склоне прерий; в настоящее время их около 2500 человек.

Эти четыре племени составляют сиуксов Миссисипи и Миннесота. Некоторые из них сделались оседлыми и мало-помалу подверглись нравственной порче; но большинство осталось в диком состоянии, и о них составились целые легенды у поселенцев северных Айовы и Миннесоты. Д-р В. Г. Гарднер имел случай познакомиться довольно близко с вагкпетонванами и сизитонванами. Они находятся еще в крайне первобытном состоянии. Полигамия господствует у них. К концу 19 в. незначительная часть этих индейцев приняла христианство, которое, в связи с их прежними религиозными представлениями, образовало своеобразную мифологию, но по своим диким инстинктам они все еще настоящее индейцы: почти все покрыты шрамами от добровольно произведенных ожогов и порезов, между тем как в болезнях они не выносят никакой боли. Техническое производство находится у них в большом упадке, и даже гончарное искусство совершенно заброшено ими со времени их знакомства с белыми. Для изготовления пищи они роют в земле яму, выкладывают ее свежей звериной шкурой, наливают воды и кладут мясо, которое варят с помощью раскаленных камней. Они необычайно прожорливы, но вместе с тем отличаются разборчивостью в пище. Мужчины страстные игроки; они не только проигрывают своих жен, но и лошадей, которыми особенно дорожат. Вследствие дурного обращения, нередко бывают случай самоубийства женщин.

5) Янктонван или янктоан (т.е. "крайняя деревня"), называемые также уичи-айэла или "первая нация". Они живут близ устья Биг-Сиукс-Ривер и между этой рекой и Миссури, до форта Лукоут. В 1851 году их было около 2400 человек, а в 1861 до 2900. Теперь они живут в нищете, так как в этой местности вывелись буйволы.

6) Янктонванна или янктоанна, живущие между Джемсом и Миссури, на север до Чертова озера; численность их в 1876 году доходила до 7500 человек. Они распадаются на несколько -племен и составляют язву дакотских поселенцев.

7) Титонван или тетон (т.е. "деревня прерий"), живут на северо-западе до 106 меридиана, на запад от Гринвича. Они составляют почти половину всех сиукских племен, их насчитывают более чем 12000 человек. Благодаря бракам, они находятся в дружественных сношениях с шейенами и арикари. С пауниями и "вороньими индейцами" они жили прежде во вражде, но теперь сошлись и с ними и сообща совершают нападения на белых. Все они превосходные наездники. Титонван также распадаются на семь ответвлений.

Полковник Брэкет, возводя некоторые из этих групп в самостоятельные группы, делит дакотов на 12 племен, а именно: огалалла, (т.е. "тонкие рубашки") сичангу или brules ("производители огня"), янктоны, миннекую ("живущие у воды"), хункпапа, янктоннай ("стрелки из лука"), cutheads ("головорезы"), сан-тисы, тетоны ("острые дома"), сиссетоны, варпетоны ("потребители чая") и, наконец, оганапа ("два котла"). На севере к сиуксам принадлежат еще се-аш-га-па или "черноногие индейцы", названные таким образом по их черным меховым башмакам, "мокасинам". Что касается наружного типа дакотов, то мужчины у них немного более среднего роста, с довольно плоским лбом и отвесным затылком. Цвет кожи различный; у многих, особенно на частях тела, покрытых одеждой, кожа немного темнее, нежели у брюнетов европейцев, у других же, наоборот, темно-бронзовая или медно-коричневая. Руки и ноги стройные и красивые; физические увечья вследствие болезней очень редки. Женщины небольшого роста, приземисты, очень мускулисты и выносливы; рано достигают зрелости и становятся матерями в 13 и 14 лет. Черты лица сиуксов суровые и грубые. У них большой и широкий нос, черные глаза, высокие скулы, толстые вздутые губы, большие уши, жесткие и прямые волосы; брови и борода тщательно выщипаны. Выражение их лиц большей частью приветливое; но во время сборищ, которые происходят у них довольпо часто, они держат себя с преувеличенной важностью.

Они живут в палаткообразных хижинах, которые большей частью крыты полотном или буйволовыми кожами, и стоят особняком или целыми деревнями. Хижины конической формы, стены подперты лучеобразными подставками из ветвей, сверху оставлено отверстие для выхода дыма, вход закрыт занавесью. Очаг находится посредине, под дымовым отверстием. В былые времена главной пищей этих индейцев служило буйволовое и оленье мясо, но с тех пор, как они состоят под надзором агентств, они питаются бычьим мясом, маисом и мукой и при этом большие любители табака, кофе и сахара. Оружие их состоит из лука, стрел, пистолетов и превосходных винтовок, заряжаемых с казенной части; на охоте они преимущественно употребляют лук и стрелы, а на войне огнестрельное оружие. Что касается одежды, то она шьется из буйволовых шкур и на гладкой стороне, обращенной кверху, нарисованы первобытным способом самые невероятные подвиги разных героев. Кожаные штаны обшиваются бахромой, а кожаное платье и голубые шерстяные платки - богатыми украшениями из бус. В большом употреблении серебряные украшения -j бляхи, кресты, браслеты и серьги. Выбривание головы вышло из моды, дакоты носят длинные волосы, нередко выкрашенные киноварью. У них также в ходу шляпы (цилиндры), которые они украшают перьями, бисером и пестрыми лентами. Их обычную обувь составляют мокасины, украшенные бусами и иглами дикобраза.

Летом 1862 года дакоты под предводительством своего вождя "Little Crow" ("Малого Ворона") и совместно с группами других индейцев, напали на белых поселенцев, живших на северо-запад от С. Поля, у Чертова озера или Минивакан в Миннесоте.

Дакотские племена не утратили своей первобытной дикости и в точности придерживаются старых нравов, обычаев и верований. До сих пор они ежегодно справляют с большой пышностью праздник "Солнечной пляски", подробно описанный в "Агту and Navy Gazette" одним очевидцем, которому удалось присутствовать на нем в 1879 году. По этому описанию, сиуксы, живущие на участке близ форта Пик в Монтане справляли это торжество следующим образом: "Прежний лагерь был преобразован для празднества; вигвамы раскинуты на прекрасном, ровном месте, представлявшем обширный четырехугольник, в котором удобно могли поместиться до 1000 всадников. Посредине был большой павильон, так называемый "вигвам знания", имевший около 50 м в диаметре, наружная сторона которого состояла из зеленых тополевых и ивовых столбиков, тесно скрепленных зелеными ветвями. Непосредственно за этой стеной зелени были устроены первобытные подмостки из досок, имевшие до 6 м в окружности, крытые буйволовыми шкурами, которые должны были одновременно служить гардеробной для актеров и танцоров и помещением для оркестра. В центре находился "столб знания" около 13 м высоты. Поперечник внутреннего пространства занимал приблизительно 35 м и над ним расстилалось ясное голубое небо Монтана. Только мужчинам дозволено было вступать в этот круг, где во время двадцативосьмичасового празднества им был подан обед, состоящий из сочной собачины, большого количества буйволового мяса, дикой репы и других овощей, неизвестных европейцам.

На празднестве присутствовало до 5000 индейцев; но так как доступ во внутреннее пространство был открыт для одних воинов, то прекрасный пол и юношество должны были довольствоваться созерцанием торжества через широкий вход и отверстия в стене зелени. Все были в праздничных одеждах; наряды многих вождей, жрецов и ораторов, которым предстояло выступать с речами во время торжества, можно было безусловно назвать великолепными. Когда окончены были все приготовления, на месте, назначенном для сцены, выступили 50 статных воинов, раскрашенных и обнаженных до пояса; они были покрыты всевозможными украшениями и в необыкновенно красивых головных уборах из перьев, под которыми развевались черные блестящие волосы, доходившие до нижнего платья, искусно драпированного. Каждый из них держал в руке красивую дудку, наподобие флейты, сделанную из орлиной кости, и дул в нее изо всех сил во время танцев; у каждого был букет полевых цветов. Выход этих героев был величественный и внушительный; публика с восторгом приветствовала их. Необычайное мужество и сила воли, с которой они выносили физические мучения, вполне заслуживают внимания, так как во время промежутков между танцами они вырезали на спине и руках у себя и товарищей от 50 до 200 кусков мяса.

Танцы продолжались всю ночь при свете громадного костра и при этом танцоры подвергали себя новым истязаниям. Так, например, некоторые танцевали с двумя, тремя или даже четырьмя буйволовыми головами, которые были привязаны к веревкам, продетым в их собственном теле. Великан-индеец тащил за собой по земле восемь буйволовых голов, прикрепленных к мускулам его спины. Других привязали, по их желанию, к столбу знания так сильно, что веревки врезались в их тело и они еще делали попытки убежать, чем еще более усиливали свои страдания. Многие из танцоров, которые отказались подкрепить себя пищей, падали в обморок от изнеможения. Непрерывные дикие возгласы, шумная музыка, речитативное пение монотонных песен произвели глубокое впечатление на зрителей, которое еще более усилилось, когда танцоры склонились лицами к буйволовым головам, бормоча в полголоса молитвы и охотничьи заклинания. Шаман со стенанием молил великого духа о даровании богатой добычи на охоте, насущного хлеба для женщин и детей, об изобилии лошадей и ниспослании помощи в борьбе с неприятелем. Далеко разносились по холмам Монтана эти дикие ночные вопли; тихо текла река Поплар и золотистое, лунное сияние отражалось в воде".



На главную

Индейцы СИУ